Резолюция круглого стола:
«Информационная среда органов территориального общественного самоуправления: потребности, ресурсы, задачи развития»
(18 декабря 2014 г. Ивановская городская Дума)

В 2014 Президент России В.В. Путин обозначил в качестве одного из приоритетов государственного строительства задачу сформировать «в ближайшее время субъектам федерации оптимальную модель организации местного самоуправления». В этой связи следует отметить, что в г. Иваново и муниципалитетах Ивановской области накоплен значительный опыт организации населения и обеспечения его взаимодействия с органами муниципального управления.
Как показывают общероссийские результаты социологических исследований (см., например, ВЦИОМ опрос: DOI: 10.14515/monitoring.2014.4.05), несмотря на сохраняющееся критическое отношение населения к деятельности муниципальных органов власти, жители проявляют больший интерес к их работе и готовы к участию в решении местных проблем. Однако социологи отмечают, что «повысить уровень поддержки органов местного самоуправления могло бы более активное использование механизмов прямой и обратной связи с населением. Пока же имеет место обратная тенденция — замыкание муниципальной власти на реализации интересов местных элит, а не граждан… Для того чтобы люди поверили в самоуправление, необходимо прежде всего преодолеть отчужденность между органами власти и жителями соответствующих муниципальных образований». Органы территориального общественного самоуправления, как показывают и результаты опросов, и практика работы, являются принципиально важным звеном в создании «живой» связи между горожанами и муниципальной властью. Повышение качества информационного взаимодействия жителей с органами муниципальной власти при участии ТОСов позволит расширить обоюдное доверие, создать необходимое качество обратной связи как при принятии управленческих решений, так и при их реализации, а также повысить степень ответственности жителей города за решение местных задач.
В этой связи участники обсуждения отмечают, что повышение качества информационного взаимодействия «население – органы ТОС – муниципальная власть» за счет расширения форм и технологий возможно по следующим направлениям:
1. Повышение информированности жителей о муниципальных услугах, о порядке их получения (и, как следствие, снижение количества обращений в органы местного самоуправления за разъяснениями) путем формирования при поддержке советов ТОС на основе имеющихся информационных ресурсов «баз знаний», повышающих осведомленность населения о видах муниципальных услуг и регламентах их предоставления. «База знаний» предполагает выделение вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у жителей города, и ответов в доступной форме (ЖКХ, благоустройство, социальная защита, общественная безопасность и т.п.), а также возможность получения квалифицированных разъяснений от представителей советов ТОС, распространение информации в печатной и электронной форме с привлечением актива ТОСов.
2. Повышение профессионального уровня членов советов ТОС и их авторитета среди жителей путем развития профессиональных печатных и электронных изданий/ресурсов, ориентированных на потребности организаторов общественного самоуправления, с обобщением лучшего местного и регионального опыта работы ТОСов, материалов методического и информационного характера.
3. Расширение информационного взаимодействия населения с органами представительной и исполнительной власти с целью более активного вовлечения жителей в решение задач развития города и стимулирования местной инициативы путем развития информационных ресурсов для сбора и обобщения предложений по вопросам развития территории на уровне ТОСа, а также информирования населения о запланированных в бюджете города расходах на благоустройство и повышение качества жизни в привязке к территориям ТОС.
Учитывая изложенное, участники круглого стола предлагают рассмотреть следующие возможности развития информационной среды и механизмов взаимодействия ТОСов г. Иваново:
1. Ивановской городской Думе, используя позитивный опыт взаимодействия депутатов с органами ТОС по выработке приоритетных направлений развития территории, разработать типовое положение о порядке формирования, оформления и реализации депутатских наказов с участием актива ТОСов, расположенных в избирательном округе, и рекомендовать его к использованию.
2. С целью расширения возможностей привлечения общественных ресурсов к работе с социально-незащищенными и педагогически запущенными категориями школьников рекомендовать Управлению образования г. Иваново разработать механизм информационного взаимодействия школьных социальных педагогов (психологов) и представителей ТОСов, расположенных в микроучастке школы, в решении вопросов социальной адаптации указанных категорий школьников. Управлению Министерства внутренних дел России по г. Иванову рассмотреть возможность привлечения социальных педагогов и представителей органов ТОС для профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Разработать комплексные рекомендации по укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни и воспитания детей, подростков и молодежи на территории ТОС.
3. Учитывая значимость вопросов социальной, а также духовной и нравственной поддержки граждан, находящихся в трудном материальном, социальном положении и/или испытывающих проблемы со здоровьем, предложить Иваново-Вознесенской Епархии, а также представителям других традиционных конфессий, создать механизм взаимодействия с ТОСами в решении вопросов социального, духовного и нравственного попечения.
4. Руководителям ТОСов города в целях совершенствования обратной связи с населением рекомендовать более активно использовать: электронную почту, социальные сети (ВКОНТАКТЕ, Твиттер), карту «Моя территория» (http://www.streetjournal.org/). Для популяризации указанных информационных ресурсов рекомендовать информацию о них размещать в буклетах, листовках и иных печатных материалах. Контактную информацию органов ТОС, а также информацию об осуществляемой ими деятельности, в дополнение к публикации на сайте Администрации г. Иваново в разделе «Территориальное общественное самоуправление», размещать также: на информационных стендах: библиотек города, центров-творческого развития, клубах, точек розничной торговли. С целью адресного информирования жителей города о деятельности ТОС рассмотреть возможность издания информационных листков органов ТОС с последующим размещением на информационных стендах в подъездах многоквартирных домов.
5. Учитывая значимость координации общественных организаций, волонтерских движений с инициативами Администрации г. Иваново, рассмотреть возможность организационной поддержки создания информационного ресурса, структурирующего информацию о социальных, в т.ч. некоммерческих организациях, действующих на территории ТОСа.
6. Поддержать инициативу Института социально-экономической модернизации, а также Ивановской региональной организации Общества «Знание» России по развитию информационно-методического издания «ТОС-вопрос» и сформировать редакционный совет из числа председателей ТОСов, депутатов Ивановской городской Думы и представителей администрации г. Иваново, а также заинтересованных представителей экспертного сообщества.
7. В течении первого квартала 2015 г. провести семинар-совещание с обобщением наиболее продуктивного опыта ТОСов в части информационного и организационного взаимодействия с депутатами, школами, НКО, представителями традиционных конфессий для разработки методических рекомендаций и типовых планов работы ТОС, а также развития нормативной базы в данной области.