image

Представитель Инстиута социально-экономической модернизации принял участие в работе панельной дискуссии: Повышение эффективности власти: открытость, дисциплина, кадры.

Для повышения эффективности государственной власти в России необходим сбор и раскрытие большего количества информации, следование стратегическим ориентирам, постановка простых целей и дисциплина. Но без квалифицированных кадров добиться этого невозможно. К таким выводам пришли участники состоявшейся 19 сентября на Международном инвестиционном форуме в Сочи панельной дискуссии «Повышение эффективности государственной власти: инструменты есть, ждем результатов».
«В 2007–2008 году была запущена административная реформа… Многое делается: пишутся «дорожные карты», работает система Открытого правительства, вводятся лучшие практики, работают региональные стандарты. Но мы говорим о том, что если мы не улучшим эффективность нашей власти, мы не достигнем задач, которых мы хотим достичь», — задал тон обсуждению модератор дискуссии, управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.
Он напомнил, что расширившийся недавно Экспертный совет при Правительстве в прошлом году проанализировал более 30 стратегических документов. При поддержке Экспертного совета запущена система общественного контроля за госзакупками. Кроме того, запущен проект «Открытый регион», к которому присоединились 27 пилотных регионов, внедряющих лучшие практики открытого госуправления. Федеральными органами власти раскрыто свыше 600 наборов открытых данных, а министерства и ведомства в 2013 году впервые стали формулировать публичные декларации целей и задач в понятной для граждан форме. Открытые данные и публичные декларации — это два из десяти механизмов открытости, закрепленных в утвержденном Правительством Стандарте открытости.
Но эксперты все же неизменно говорят о необходимости повышения эффективности госвласти. Как рассказал Александр Ивлев, глава Комитета гражданских инициатив оценивает эффект от этой меры в 2% ВВП.
Что было сделано за последний год в части рассмотрения государственных программ, сопровождения крупных государственных инвестиций и закупок, совершенствования законопроектов, это стало возможным благодаря тому, что заработала система, и она заработала и на федеральном уровне, и на региональном уровне», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Он оговорился — удается не все.
Очень важно развивать институты и механизмы гражданского и общественного контроля. Это касается не только контроля над госзакупками, но и контроля над реализацией основных функций государства. К сожалению, мы должны констатировать, что реализуем проекты в большей степени как пилотные. Как система это не заработало. Функции гражданского контроля требуют высокой гражданской активности, зрелости общественных институтов, причем не только на федеральном уровне. У нас уже есть удачные примеры реализации общественного контроля в формате активных и качественных общественных советов при министерствах и ведомствах, которым мы дали очень большие полномочия», — отметил министр.
Участники дискуссии поделились собственным опытом и рекомендациями, касающимися оптимизации работы госаппарата. Рецепт председателя правления фонда «Петербургский международный экономический форум» Сергея Белякова, работавшего ранее в Минэкономразвития, — правильное целеполагание и оценка достижения или недостижения тех или иных целей.
Мне кажется, мы, к сожалению, перестали руководствоваться долгосрочными стратегическими целями», — посетовал Сергей Беляков.
Причем долгосрочные и краткосрочные цели должны быть максимально простыми, указал Михаил Абызов. Так налажена работа правительства Татарстана, где каждую неделю глава республики обсуждает с командой цели, а через неделю — их исполнение.
Замглавы Центрального банка [Сергей Швецов] совместно с участниками рынка принимает декларацию о задачах… Он, контролер, раз в полгода отчитывается перед участниками рынка… Вот как работает открытое государственное управление в Центральном банке в части мегарегулятора — не надсмотр, а партнерство», — привел в пример еще одну положительную практику Михаил Абызов.
Опыт Татарстана показывает, что работа должна быть системной: в республике консолидировали все показатели (после анализа от дублирующих или устаревших отказываются), упразднили бумажный документооборот, ввели санкции или поощрения за недостижение или достижение показателей. Самым сложным было наладить дисциплину, признался премьер-министр республики Ильдар Халиков. По аналогичному пути решили пойти и в Тульской области — еще одном участнике проекта «Открытый регион». Результат — несколько лет назад инвесторы стали говорить, что в ряде регионов органы власти эффективнее федеральных, отметил Александр Ивлев. И основа этой работы — максимальная информационная открытость.
Наиболее эффективные механизмы открытости заключаются в наборе простых технологий. Первое — качественное и своевременное предоставление информации, потому что никакой диалог власти и общества, власти и бизнеса невозможен в безвоздушном пространстве, если участники этого диалога руководствуются разными данными… Первое, что должна делать власть при принятии решений, — предоставлять бизнесу, обществу качественную информацию: какие решения планируется принять, какие цели принятия данных решений, какие ожидаются последствия», — подчеркнул Михаил Абызов.
Причем эксперты настаивают на необходимости расширения спектра собираемой и раскрываемой органами власти информации, ее детализации.
В советское время [экономические субъекты] в десятки раз больше должны были поставлять информации… Информацию надо собирать всю, а далее допускать к ней аналитиков, которые сделают замечательные аналитические модели», — указал президент IBS Group, член Экспертного совета Анатолий Карачинский.
Но оперировать этой информацией и формулировать аналитические модели должны квалифицированные кадры, добавил Михаил Абызов. Его поддержала зампред Внешэкономбанка Ирина Макиева — она посетовала на непрофессионализм чиновников, с которыми представители банка сталкиваются в ходе совместной работы над планами комплексного развития регионов. Еще одна проблема — при повышении чиновниками квалификации их «перекупают» частные структуры.
Надо ставить четкие и понятные задачи, должны быть люди, которые могли бы их выполнить. Надо заниматься подготовкой кадров! Мы ухудшаем тем, что реализуем поручения… Это система порученцев. Эффективность расходов — производная от эффективности управления», — сказал Михаил Абызов.
При этом он напомнил и о ряде шагов федерального правительства к повышению качества управления. Так, появится возможность запроса законопроектов, к которым депутаты вносят поправки, для процедуры оценки регулирующего воздействия. На этом настаивал и Экспертный совет, разработавший ряд рекомендаций для модернизации системы ОРВ. Кроме того, на широкое обсуждение вынесен проект концепции закона о государственном контроле (надзоре) — этот закон должен свести воедино все виды контроля и надзора.
Участники дискуссии согласились, что необходимо не только исправлять недостатки работы государственной власти, но и выявлять лучшие проекты и практики, чтобы их тиражировать.

По материалам www.open.gov.ru