Федеральный образовательный проект «Информационный поток» и Институт социально-экономической модернизации открыли новый проект «Школа журналистики данных». Первый образовательный сезон школы стартовал в Москве и в течении курса до декабря слушатели прослушают 4 занятия, посвященные разным аспектам в журналистике данных.

Первую лекцию на тему «Введение в журналистику данных. Основные понятия», прочла доцент Высшей школы экономики — Марина Шилина.

Основные понятия, которые смогли изучить участники школы были:

«Большие данные (англ. Big Data) в информационных технологиях — серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия для получения воспринимаемых человеком результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети, сформировавшихся в конце 2000-х годов, альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениям класса Business Intelligence. В данную серию включают средства массово-параллельной обработки неопределённо структурированных данных, прежде всего, решениями категории NoSQL, алгоритмами MapReduce, программными каркасами и библиотеками проекта Hadoop.

В качестве определяющих характеристик для больших данных отмечают «три V»: объём (англ. volume, в смысле величины физического объёма), скорость (англ. velocity в смыслах как скорости прироста, так и необходимости высокоскоростной обработки и получения результатов), многообразие (англ. variety, в смысле возможности одновременной обработки различных типов структурированных и полуструктурированных данных)».

«Журналистика данных — жанр журналистики, использующий для предоставления информации открытые данные и другие общедоступные данные. Данные могут касаться абсолютно любой сферы жизни: экономика, политика, наука, образование и многое другое. Это может быть информация о росте инфляции или государственного долга за определенный промежуток времени, статистика совершаемых преступлений в том или ином регионе, процент поступивших в вузы или среднегодовое изменение русла реки. Это могут быть списки, графики, интерактивные карты, специальные веб-компоненты которые позволяют отображать данные разными специальными способами и так далее. Во всех случаях текст здесь является вспомогательным, а не основным инструментом».

По итогам занятия было выявлены три тенденции, которые можно увидеть в журналистике данных: — материал по журналистике данных готовится командой из трех человек (журналист, программист, дизайнер) — журналистикой данных больше занимаются гражданские активисты, чем профессиональные журналисты — хранение информации стало более дешевым, а ее количество становится все больше, что задает необходимость ее обработки и визуализации В конце занятия всем участникам была рекомендована литература, которая им поможет подготовиться ко второму занятию.